Согласно жилищному кодекс РФ общее собрание собственников помещения в многоквартирном доме обязано существовать, это орган управления домом. Причем прописан и порядок проведения такого собрания - по аналогии с общим собранием акционеров в акционерном обществе. При этом у собственников есть выбор: они могут выбрать непосредственно правление, не создавая товарищество. Заключается договор с управляющей организацией, отвечающей за обслуживание дома.

ЖСК не обязательно перерегистрировать в ТСЖ. В этом преимущество ЖСК. В отличии от только создаваемых ТСЖ, жильцы любого ЖСК более подготовлены к коллективному и самостоятельному управлению жилым многоквартирным домом.

Про новый жилищный кодека РФ можно сказать, что он уровнял права и обязанности жильцов ЖСК и иных многоквартирных жилых домов.

Любой старожил нашего дома помнит многочисленные субботники и общие собрания жильцов нашего дома, проводимые подвале.

Второй путь - когда собственники объединяются в товарищество. ТСЖ - это уже организационная форма юридического лица, которая имеет свой баланс, свой счет в банке, имеет орган управления. А высший орган - это общее собрание членов товарищества. Идеальная ситуация, когда все собственники являются членами товарищества - такую картину можно наблюдать при заселении коммерческих домов, когда состав жильцов примерно однороден по материальному положению.

Закон не обязывает всех собственников непременно входить в товарищество. Но в этом случае любой вопрос, например о сдаче в аренду части земельного участка, должен решаться с учетом интересов абсолютно всех собственников - на их общем собрании.

Если вы владеете квартирой в многоквартирном доме, то вместе с ней вы автоматически становитесь сособственником части чердака и подвала, лестниц и наружных стен вашего дома. А еще - земельного участка, на котором расположен ваш дом.

До недавнего времени вопросы, касающиеся заключения так называемых инвестиционных договоров, по реконструкции чердаков, или, как в данном случае, переоборудованию подвального помещения, решались без участия собственников. Особенно это характерно для крупных городов - Москвы, Санкт-Петербурга. То есть орган госвласти заключал инвестиционный договор с какой-либо компанией или даже физическим лицом о том, что он переделывает этот чердак и после реконструкции получает право собственности на него. При этом, понятно, интересы собственников, живущих в этом доме, никак не учитывались.

ЖСК может самостоятельно зарегистрировать рекламное место, сдавать его в аренду, получать доход, и эти средства направлять на содержание дома. Посадить в каждый подъезд консьержку, обновить фасад, сделать ремонт и т.д.

Жилищный кодекс в этом отношении содержит довольно жесткие положения. Он говорит о том, что общее собрание собственников помещения в многоквартирном доме обязано существовать, это орган управления домом. Причем прописан и порядок проведения такого собрания - по аналогии с общим собранием акционеров в акционерном обществе. При этом у собственников есть выбор: они могут выбрать непосредственно правление, не создавая товарищество. Заключается договор с управляющей организацией, отвечающей за обслуживание дома.

Второй путь - когда собственники объединяются в товарищество. ТСЖ - это уже организационная форма юридического лица, которая имеет свой баланс, свой счет в банке, имеет орган управления. А высший орган - это общее собрание членов товарищества. Идеальная ситуация, когда все собственники являются членами товарищества - такую картину можно наблюдать при заселении коммерческих домов, когда состав жильцов примерно однороден по материальному положению.

В старых домах, где есть и жильцы-собственники, и все же часть квартир осталась в муниципальной собственности, договориться, конечно, сложнее. Тем более что закон не обязывает всех собственников непременно входить в товарищество. Но в этом случае любой вопрос, например о сдаче в аренду части земельного участка, должен решаться с учетом интересов абсолютно всех собственников - на их общем собрании.

Если вы владеете квартирой в многоквартирном доме, то вместе с ней вы автоматически становитесь сособственником части чердака и подвала, лестниц и наружных стен вашего дома. А еще - земельного участка, на котором расположен ваш дом.

До недавнего времени вопросы, касающиеся заключения так называемых инвестиционных договоров, по реконструкции чердаков, или, как в данном случае, переоборудованию подвального помещения, решались без участия собственников. Особенно это характерно для крупных городов - Москвы, Санкт-Петербурга. То есть орган госвласти заключал инвестиционный договор с какой-либо компанией или даже физическим лицом о том, что он переделывает этот чердак и после реконструкции получает право собственности на него. При этом, понятно, интересы собственников, живущих в этом доме, никак не учитывались.

ТСЖ может самостоятельно зарегистрировать рекламное место, сдавать его в аренду, получать доход, и эти средства направлять на содержание дома. Посадить в каждый подъезд консьержку, обновить фасад, сделать ремонт.

Жилищный кодекс говорит однозначно: придомовая территория, находящаяся в общедолевой собственности владельцев жилых помещений в доме, может использоваться ими и коммерческим образом. При этом извлекаемые доходы должны идти исключительно на нужды товарищества: например, для уменьшения оплаты за жилье, для оплаты охраны, консьержки и так далее.

Арендная плата за использование территории, которая муниципалитету уже не принадлежит, взиматься должна только в интересах собственников, а не муниципалитета. Другое дело, что в большинстве случаев земельный участок под домом не оформлен в общедолевую собственность и муниципальные власти всячески этому препятствуют. Кстати, недавно принятое постановление правительства N 491 рекомендовало муниципалитетам закончить разграничение земельных участков под многоквартирными домами до 1 июля 2008 года. Причем без взимания платы с собственников.

Согласно вновь утвержденным правилам пользования общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного тем же постановлением правительства N 491), пока участок не оформлен в собственность владельцев жилых помещений в многоквартирном доме, все обязанности по его содержанию (в том числе, конечно, и уборка) остаются лежать на муниципалитете.

Этот пункт в документе появился не случайно: таким образом его разработчики пытаются простимулировать муниципальные власти быстрее передавать участки под домами тем, кому они должны принадлежать по закону, то есть жильцам-собственникам.

Пока земля не зарегистрирована в пользу собственников конкретного дома и управа так или иначе обязана заниматься содержанием придомовой территории, надзирательные функции лежат на муниципальных властях.


Знаете ли Вы?

Согласно  ст.ст. 154, 155 Жилищного кодекса, п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства 23.05.06г. №307 (далее – Правила), плата за коммунальные услуги поступает ресурсоснабжающим организациям от исполнителей этих услуг, а именно, от товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных кооперативов (ЖК), иных специализированных потребительских кооперативов; управляющих организаций, либо при отсутствии договора с исполнителем коммунальной услуги – от собственников жилого дома.

Одной из основных задач при заключении договора на оказание жилищно-коммунальных услуг является установление лица, с которым должен быть заключен соответствующий договор и которое выступает обязанным по оплате перед ресурсоснабжающей организацией.





Оплата коммунальных услуг в домах, управляемых управляющей организацией.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление жильцам коммунальных услуг.

Собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление посредством ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива; управление посредством управляющей организации.

В пункте 3 Правил дано понятие "исполнителя коммунальной услуги". Им является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, которые предоставляют коммунальные услуги, производят или приобретают коммунальные ресурсы и отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, посредством которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В соответствии с названным пунктом Правил исполнителями могут быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При этом упомянутые Правила устанавливают, что при каждом способе управления коммунальные услуги осуществляются перечисленными исполнителями на основании возмездного договора, заключаемого с обслуживающей организацией.

Анализ всей системы нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что потребителями ресурсов в сфере оказания коммунальных услуг в правоотношениях с соответствующими поставщиками должны выступать исполнители коммунальных услуг. Заключение жильцами многоквартирных домов самостоятельных договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях удовлетворения потребностей в коммунальных услугах при наличии выбранного способа управления ТСЖ, ЖСК или управляющей компанией, являющихся исполнителями коммунальных услуг, не соответствует действующему жилищному законодательству (ст. ст. 162 ЖК РФ), за исключением случаев непосредственного управления многоквартирным домом.

При таких обстоятельствах перечисление платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не может возлагаться на население (собственников жилых помещений в многоквартирных домах). Члены товарищества собственников жилья не являются стороной в данных договорных отношениях. Однако в отсутствие выбранного в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса способа управления является основанием для освобождения управляющей организации как юридического лица от обязанности по оплате коммунальных и эксплутационных услуг, потребленных жильцами дома. Потребителями указанных услуг являются собственники помещений, с которых соответствующая задолженность может быть взыскана в самостоятельном порядке.

Таким образом, задолженность по оплате услуг взыскивается со стороны по договору, т.е. абонента, в качестве которого выступает управляющая организация (ТСЖ, ЖСК и т.п.). То обстоятельство, что управляющие организации не производят энергию, а лишь передают ее жильцам, не освобождает от исполнения обязательств, предусмотренных в заключенных ими с ресурсоснабжающей организацией договорах, согласно которым они выступают потребителями энергии.

Тот факт, что часть жильцов добросовестно исполняют свои обязанности по уплате коммунальных платежей, а другая часть не исполняет, не служит причиной для отказа во взыскании за счет общего имущества управляющей организации общих денежных средств на счетах управляющей компании. Ненадлежащие исполнение обязанностей управляющей организации по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг является также основанием для привлечением к ответственности руководителей управляющей компании, как гражданской в форме неустойки, вплоть до административной и уголовной.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Полномочиями на установление тарифов на электрическую и тепловую  энергию обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, то есть Региональная энергетическая комиссия  (ст. 2, 6 Закона  №41-ФЗ).

Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", устанавливают тарифы по оплате коммунальных услуг населением.

Для справки

Руководство деятельностью жилищного кооператива осуществляют органы управления, к которым относятся общее собрание членов жилищного кооператива, правление и председатель правления жилищного кооператива. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива. Оно является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива.

Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.

Правление кооператива выбирается общим собранием, после чего оно осуществляет руководство за текущей деятельностью кооператива и отчитывается перед общим собранием за проведенную работу. Правление выбирает своего председателя, который в свою очередь обеспечивает выполнение решений правления, он также имеет право без доверенности действовать от имени кооператива, то есть представляет его интересы и совершает сделки.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива избирается ревизионная комиссия. Члены ревизионной комиссии одновременно не могут состоять в правлении жилищного кооператива, а также занимать иные должности в органах управления жилищного кооператива. К числу обязанностей ревизионной комиссии жилищного кооператива относится проведение плановых ревизий финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива не реже одного раза в год, представление общему собранию членов кооператива заключения о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов, составление отчета перед общим собранием членов кооператива о своей деятельности.

Жилищный кооператив по мере достижения его членами поставленных целей по приобретению либо строительству жилых помещений по решению общего собрания его членов может быть преобразован в товарищество собственников жилья.
После учреждения жилищного кооператива гражданин или юридическое лицо вправе вступить в жилищный кооператив, подав заявление о приеме в члены кооператива в правление. Заявление должно быть рассмотрено правлением в течение месяца и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива. При положительном решении гражданин или юридическое лицо становятся членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса.
Гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Порядок и условия внесения паевого взноса членом жилищного кооператива определяются уставом жилищного кооператива.

Пай в жилищном кооперативе может принадлежать одному или нескольким гражданам либо юридическим лицам. Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива между лицами, имеющими право на пай, допускается в случае, если каждому из таких лиц может быть выделено изолированное жилое помещение или имеется техническая возможность переустройства и перепланировки неизолированных помещений в изолированные жилые помещения.

Споры о разделе жилого помещения в доме жилищного кооператива разрешаются в судебном порядке.

Члены жилищного кооператива, в зависимости от того, выплатили они полностью стоимость пая или нет, обладают правами, предусмотренными Жилищным кодексом для собственников, если они выплатили пай полностью, и для нанимателей жилого помещения, если деньги целиком не внесены. Так, член жилищного кооператива и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением правления жилищного кооператива вправе разрешить проживание в жилом помещении, находящемся в их пользовании, временным жильцам в порядке и на условиях, которые предусмотрены для временных жильцов, проживающих в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма.

Член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевого взноса, с согласия проживающих совместно с ним членов своей семьи и правления жилищного кооператива вправе сдать часть занимаемого им жилого помещения внаем за плату. Кроме того, жилищный кооператив в порядке, установленном его уставом, также вправе сдать внаем за плату освободившиеся жилые помещения, которые находились во владении членов кооператива, вышедших или исключенных из жилищного кооператива, до приема в жилищный кооператив новых членов.

Жилищным кодексом установлены также основания для прекращения членства в жилищном кооперативе: это добровольный выход из кооператива, исключение из кооператива, ликвидация юридического лица, являющегося членом кооператива, ликвидация жилищного кооператива, смерть гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.

Для добровольного выхода из кооператива надо подать соответствующее заявление. Оно рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива. Член жилищного кооператива может быть исключен из него на основании решения общего собрания в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных Жилищным кодексом или уставом жилищного кооператива. Члену жилищного кооператива, не выплатившему полностью паевого взноса и исключенному из жилищного кооператива, выплачивается сумма его пая - не позднее чем за два месяца со дня принятия решения об исключении из членов кооператива.

Исключенный из кооператива и не выплативший полностью паевого взноса гражданин, а также члены его семьи утрачивают право пользования жилым помещением. Они обязаны освободить занимаемое жилое помещение в течение двух месяцев со дня принятия кооперативом соответствующего решения. В случае отказа граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

В случае сноса дома к членам кооператива будут применяться правила, установленные для собственников или нанимателей жилья, в зависимости от того, выплатили пай они полностью, то есть стали собственниками жилья или нет.